ВС РФ: соответствие налогоплательщика критериям отбора для выездных проверок не доказывает нарушение

10.06.2024

Налогоплательщики, а также Минюст обратились в
суд, чтобы признать недействующим п. 7 критериев
отбора налогоплательщиков для выездных
проверок. Заявители настаивали:
 по содержанию акт нормативный (дает
право налоговой вызывать для дачи
пояснений, устанавливает для ряда
налогоплательщиков размер вычета по
отношению к доходам);
 у налоговой нет права устанавливать
цифровые относительные показатели
между доходами и расходами. Иначе они
вмешиваются в предпринимательскую
деятельность, поскольку налогоплательщик
вынужден соблюдать показатели, чтобы не
попасть в зону риска;
 ФНС не может осуществлять нормативно правовое регулирование и у нее нет
полномочий на издание данного акта.
ВС РФ заявителей не поддержал. Он в том числе
указал:
 приказ определяет общую систему
планирования выездных проверок, но он не
регламентирует порядок их проведения;
 планирование проверок и выбор
налогоплательщика для проверки
происходит на усмотрение налоговой. Она
оценивает все аспекты деятельности и
отбирает тех, кто попал сразу в несколько
зон налоговых рисков;
 суммовые показатели (рентабельность
продаж и пр.) – это лишь критерии для
отбора при планировании выездных
проверок;
 соответствие критериям не влечет для
налогоплательщика неблагоприятных
правовых последствий и не доказывает
нарушение. Такое соответствие лишь
указывает на большую долю вероятности,
что его включат в план выездных проверок.
Документ: Решение ВС РФ от 18.04.2024 N
АКПИ23-1033